Все для спорта и отдыха

27/2005

09/2005

30/2004
8/2004

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта



  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Разбор полётов

Наконец-то наступила весна — начало массового сезона покатушек! Если у вас еще нет велосипеда, то сейчас самое время для его покупки! Несмотря на то что осень и зима — время скидок на велосипеды и велооборудование (прошлых сезонов), все же покупать велосипед лучше весной или летом. Во-первых, в теплое время года вы сразу же сможете его «обкатать» (зимой на нем не погоняешь), во-вторых, весной и выбор куда больше! Ведь «правильный» велосипед подбирается индивидуально не только по конструкции, но и по размеру рамы, а зимой подходящего размера в продаже может не оказаться (впрочем, как понравившейся модели). Кроме того, в каждом сезоне появляются новые модели, новые возможности, улучшенные ходовые качества велосипедов. Оборудование велосипеда (в т.ч. тормоза, переключатели) с каждым годом становится все более совершенным. Да и стоит ли ждать скидок, если хочется кататься? Решать вам. Впрочем (повторюсь), в начале сезона выбор всегда больше.

Итак, если вы загорелись желанием обзавестись «двухколесным другом», то смело идите в спортивный магазин или залезайте в Интернет и выбирайте.

Если вы уже знаете, как часто и в каких условиях будете кататься, а также если знакомы с конструкцией велосипедов, то вам достаточно определиться с ценой, фирмой-производителем и моделью.

Вполне возможно, для вас окажется значимой экипировка велосипеда дополнительными деталями (например, наличие таких «полезных мелочей», как держателя для бутылки с водой, фар и багажника) или же необычная расцветка велосипеда.

Выбирая велосипед, стоит учитывать, что нередко одна модель бывает дороже другой только за счет незначительных усовершенствований и дополнительного оборудования, которое, возможно, вам ни к чему. В случае необходимости вы всегда сможете приобрести и багажник, и фонари, и велокомпьютер. Нередко велосипеды удорожаются за счет имени фирмы-производителя.

Но если же многообразие велосипедов вводит вас в глубокие размышления, то прежде чем воспользоваться «супервыгодными» предложениями или же купить первый попавшийся велосипед, желательно все же немного подробнее узнать о том, что же предлагает нам современная велоиндустрия, и в чем специфика той или иной модели.

Мы остановимся на описании велосипедов, предназначенных для прогулочной езды и езды по умеренному бездорожью и в меру пересеченной местности.

Хороший велосипед — это в первую очередь тот велосипед, который вам подходит. Т.е. у него правильно подобран размер рамы, седло, размер и ширина колес, удобные педали, быстро и четко срабатывающие переключатели и тормоза. Все это должно быть хорошо отлажено, иначе же вы получаете не велосипед, а набор деталей, каждая из которых живет своей отдельной жизнью.

Основные «составные части» велосипеда: рама, передний и задний амортизаторы, колеса, переключатели, система, навесное оборудование, седло, руль и тормоза.

 

РАМА

Рама — основа велосипеда. Многое зависит от ее выбора: надежность велосипеда, его ходовые качества и т.д.

Наиболее распространенные материалы для рам недорогих моделей: сталь (средний вес такой рамы — около 4 кг, обычно от 3 до 5 кг) и хромомолибден, т.е. высоколегированная сталь (вес рамы около 3 кг, обычно от 2 до 4 кг). Как правило, хромомолибденовые рамы несколько прочней, надежней и легче стальных, потому и дороже.

На более дорогих велосипедах рамы делаются из алюминия (средний вес такой рамы — около 1,5-2 кг). Точнее для изготовления рам используется не сам алюминий, а алюминиевые сплавы. За счет применения труб большого диаметра при большей толщине стенок и малой плотности материала достигается высокая прочность рамы при ее небольшом весе — это ее главное достоинство. Впрочем, в последнее время алюминиевые рамы активно завоевывают рынок велосипедов начального уровня, вытесняя сталь и хромомолибден.

Также для производства рам, хотя подобные рамы редко встречаются в широкой продаже, используют углепластик, титановые и редкие сплавы, например, магниевые. Обычно на нижней или подседельной трубе рамы указано, из какого материала она изготовлена, а также трубы каких производителей использовались, и обладает ли данная рама какой-то особенной геометрией.

Относительно выбора рамы существует несколько основных моментов, на которые следует обратить внимание при покупке велосипеда.

^ Рама не должна быть слишком тяжелой, толстые стенки отнюдь не всегда гарантируют прочность и надежность конструкции, зато значительно увеличивают общий вес всего велосипеда (тяжелый велосипед требует больших усилий для достижения высоких скоростей, он не такой маневренный, как его более легкие собратья).

^ Капитально облегченная за счет уменьшения толщины стенок рама может оказаться весьма хрупкой, а потому ненадежной. Стоит насторожиться, если вдруг вам предложили подозрительно дешевый велосипед с очень легкой рамой.

^ Рама не должна быть слишком дешевой, но и выбирать велосипед с дорогой рамой и недорогим прочим оборудованием также ни к чему.

^ Также важно правильно подобрать нужный размер рамы. Подбирая велосипедную раму по росту, гораздо лучше ошибиться в нижнюю сторону. Обычно размер рам указывается в дюймах и может составлять от 14 до 23. Причем один и тот же размер рамы в дюймах у разных производителей рам может иметь разные значения, т.к. за «базовый» размер берутся разные параметры. Для определения нужного размера рамы встаньте так, чтобы велосипед был между ног. Желательно, чтобы расстояние между средней частью верхней трубы рамы и вашей промежностью было порядка 10-15 см. Обычно люди с ростом до 170 см берут рамы размера 16-17’’ (дюймов), 170-180 см — 18’’, выше 180 — 19-20’’. Некоторые производители делят рамы по размерам S, M, L, XL, что соответствует Small (маленькие) — 14-16’’, Мiddle (средние) — 17-18’’, Large (большие) — 19-20’’, eXtra Large (очень большие) — 21-23’’.

С точки зрения конструкции рамы велосипеда существуют две основные разновидности: хардтейл (классическая треугольная рама) и полноподвес (он же «двухподвес» — разновидность горного велосипеда с передним и задним амортизаторами и с так называемой Y-рамой). Также существует множество разновидностей велосипедов со своей особенной геометрией, отличающейся от «классики». Хардтейлы, как правило, несколько дешевле своих «двухподвесочных» собратьев потому, что их специфика — это покатушки по асфальту, в меру пересеченной местности и по легкому бездорожью, тогда как «двухподвесы» — это аппараты для настоящего «экстрима», а потому и к характеристикам такой рамы предъявляется куда больше требований. «Двухподвесы» тяжелее хардтейлов за счет более тяжелой прочной рамы, а также экипировки двумя амортизаторами и тяжелыми колесами.

 

АМОРТИЗАТОРЫ

Велосипедные амортизаторы устанавливаются на вилках. Амортизаторы бывают передние и задние. Как правило, хардтейлы экипируются только передней амортизационной вилкой (в более дешевом варианте хардтейла передняя вилка лишена амортизатора — иначе она называется «жесткой»). «Жесткая» вилка используется любителями зимних покатушек (поскольку не каждый амортизатор способен выдержать холод), любителями триала (преодоления на велосипеде нешуточных препятствий типа бревен или кусков рельс), а также любителями погонять по шоссе. И еще теми, кто, купив дорогую качественную раму, предпочитает накопить достаточно денег для покупки «породистой» амортизационной вилки, которая порой стоит ненамного дешевле хорошей рамы. Дешевые некачественные вилки — лишь украшение для велосипеда, причем весьма тяжелое — они не способны гасить тряску и удары во время езды (это в равной мере относится и к задним амортизаторам). Для слаженной работы передних и задних амортизаторов «двухподвеса» их необходимо настроить, иначе вы будете постоянно «проваливаться» или вперед, или назад (в зависимости от того, какой амортизатор «мягче»).

Если, владея велосипедом с амортизационной вилкой, вы не обладаете достаточными навыками для настройки амортизаторов, обязательно обратитесь в специальную веломастерскую, где ваш велосипед отрегулируют в зависимости от вашего роста и веса.

Если вы не слишком искушены в езде на велосипеде, то, пожалуй, вам стоит обратить ваше внимание именно на хардтейлы с «жесткой» вилкой или хардтейлы с амортизационной вилкой класса не ниже среднего, т.к. они больше подходят для прогулочной езды и менее требовательны в обслуживании. Также эти велосипеды рекомендованы тем, кто предпочитает чередовать активную езду по шоссе с легким бездорожьем, и тем, кто увлекся велотуризмом и планирует длительные велопоездки. Всегда стоить помнить, что «двухподвес» — это велосипед для обеспечения максимального комфорта при скоростном спуске с обрыва или сумасшедшей гонке по крайне небезопасной местности, а не при езде по городским улицам. Стоимость хорошего «двухподвеса» весьма внушительна. Некачественные амортизаторы и слабая рама — вот основные причины «удешевления» двухподвесочных монстров, которые зачастую предлагаются недобросовестным производителем неискушенному покупателю, который в итоге получает неудобный тяжелый аппарат, требующий тщательной регулировки и доставляющий массу иных хлопот.

 

КОЛЕСА

Колеса состоят из ободов, спиц, втулки и шин, которые, в свою очередь, состоят из покрышек и камер. На колесах расположены звездочки.

Обода бывают одинарные, двойные и тройные. Как правило, двойной обод прочнее одинарного, а тройной прочнее двойного (но при этом еще и тяжелей). Обода изготавливают из стали и алюминия. Стальные обода в настоящее время менее прочны, чем алюминиевые.

Спицевой набор в велосипедном колесе служит для сборки втулки с ободом колеса. Спицы должны обеспечивать достаточную жесткость колеса в целом, его прочность и в то же время некоторую амортизацию, дополняющую амортизацию велосипедных шин. В традиционном велосипедном колесе спицевой набор обычно состоит приблизительно из трех десятков спиц.

То, что называют спицей в разговоре, на самом деле представляет собой две детали, т.е. собственно спица — длинный тонкий стержень с загнутым и расклепанным концом с одной стороны и резьбовым с другой и ниппель (гайка грибовидной формы), которая крепит спицу к ободу. Спицы обычно изготавливаются из нержавеющей стали, поскольку она прочна и не коррозирует. Иногда же дешевые колеса собираются на хромированных или оцинкованных спицах из углеродистой стали, которые менее прочны и при этом подвержены коррозии.

Втулка соединяет спицы колеса и раму и, благодаря набору подшипников, обеспечивает вращение колеса. Втулки передних и задних колес существенно различаются.

Шины для разных типов велосипедов можно разбить на несколько групп. Внедорожные шины с агрессивным рисунком протектора, дорожные (слики) и как промежуточный вариант полуслики, где протектор комбинируется из достаточно гладкой центральной дорожки и развитых грунтозацепов по бокам шины.

Шины с агрессивным рисунком хорошо приспособлены для езды по рыхлым и скользким почвам, а также укатанному снегу. Для езды по песку необходимы просто широкие шины. Поскольку шины с агрессивным рисунком протектора не позволяют развивать высокую скорость, то для езды по шоссе используют слики, а для чередования езды по шоссе и умеренному бездорожью — полуслики.

На заднем колесе расположены ведомые звездочки, а на переднем соответственно — ведущие.

 

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ

Передний переключатель переключает цепь между передними звездами (ведущими), задний — между задними (ведомыми). При этом задний переключатель регулирует изменение длины цепи.

 

РУЧКИ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ

Ручки переключателей, расположенные на руле, могут быть двух типов.

1. Манетки, состоящие из двух рычажков, один из которых используется для движения цепи с больших звезд на меньшие и наоборот.

2. Грип-шифт, где переключение скоростей осуществляется путем вращения вперед-назад одетых на ручки колец (как правило, на «левой» ручке расположен передний переключатель, на «правой» — задний).

Очень часто, независимо от того, к какому типу они принадлежат, ручки переключателей называют манетками.

 

СИСТЕМА

Далее следует элемент, названный словом «система», который состоит из ведущих (передних) звездочек, каретки и шатунов.

 

НАВЕСКА

Навеска (этим словом называют все навесное оборудование байка) может быть следующих групп (речь пойдет о наиболее часто используемой навеске фирмы Shimano).

^ Shimano Tourney (самый низкий уровень навески, используется, как правило, на велосипедах начального уровня).

^ Shimano Altus.

^ Shimano Acera.

^ Shimano Alivio (средний уровень, вполне достойный для велосипедов средней ценовой категории).

^ Shimane Deore.

^ Shimano LX.

^ Shimano XT.

^ Simano XTR (самый верхний уровень «стандартной» навески, более высокий бывает только на специально заказанных велосипедах высшего спортивного уровня).

 

СЕДЛО

Выбор седла зависит от характера катания. Для прогулок — это обычно широкие, мягкие седла, зачастую подпружиненные.

В настоящее время седла делаются из кожи или кожезаменителя и разного вида пластика. Кожаное седло более удобно.

 

РУЛЬ

Руль — это горизонтальная трубка прямой или изогнутой формы, служащая для управления передним колесом, на которой крепятся различные управляющие механизмы многоскоростного велосипеда. Вынос руля — деталь, соединяющая горизонтальную трубку руля с вертикальным рулевым штырем. Это устройство, позволяющее регулировать высоту, а иногда и угол наклона выноса.

 

ТОРМОЗА

Тормоза могут быть дисковыми или ободными. Самый распространенный тип тормозов — так называемый V-Brake, этот тип относится к ободным механическим тормозам и может быть как достаточно низкого, так и весьма высокого качества (в зависимости от уровня оборудования). Высшие модели гидравлических дисковых тормозов обладают отличными характеристиками, но при этом они весьма дороги (цена может доходить до нескольких сотен долларов). Относительно недорогие модели дисковых тормозов по качеству бывают значительно хуже.

Выбирая велосипед, обратите внимание на наличие гарантии на велосипед и доступного сервисного центра, куда вы сможете обратиться в случае неполадок. Желательно бы иметь на примете хорошую мастерскую, в которой смогут отрегулировать ваш велосипед в соответствии с вашими личными параметрами.

И последний совет при выборе велосипеда — пользуйтесь Интернетом. Большинство известных фирм-производителей имеют свой сайт (в основном на английском языке, но в последнее время все чаще появляются и русскоязычные страницы представителей). На этих сайтах можно ознакомиться с ассортиментом, подобрать несколько велосипедов, а уже после этого отправляться в магазин, чтобы попробовать приглянувшуюся модель на деле.

Как во всем, и здесь желательно найти «золотую середину» — не стоит гнаться за дешевизной, но и платить бешеные деньги за «топовую» модель, если вы планируете выезжать из дома на велосипеде не чаще раза в неделю, также не стоит.

МТВ: основные составляющие

1 - Покрышка

2 - Обод

3 - Спицы

4 - Подседельный штырь

5 - Седло

6 - Рама

7 - Вынос

8 - Руль

9 - Ручки переключателей

10 - Тросики

11 - Передняя вилка с амортизатором

12 - Тормоза

13 - Колесо

14 - Педаль

15 - Передние звезды

16 - Цепь

17 - Задний переключатель скоростей

18 - Кассета

Удачной вам покупки!

Екатерина Казенас





Мнения пользователей

Татьяна  (2008-09-18)
Большое спасибо за информацию!!!



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на sport.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Все для спорта и отдыха".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: